ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ АУТИЗМЕ?
ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ АУТИЗМЕ?

Ежегодно 2 апреля весь мир отмечает День распространения информации об аутизме.

Аутизм – расстройство психики, характеризующееся неспособностью к социализации, вызывающее трудности в адаптации в условиях проживания, препятствующее самостоятельному удовлетворению жизненно важных потребностей и самостоятельному функционированию в обществе, без помощи сторонних лиц.

Проблема не диагностированного или, точнее сказать, неверно диагностированного расстройства, называемого аутизмом, к сожалению, остается быть более чем масштабной.

Соприкоснувшись в личной практике помощи детям с этим заболеванием с 2009 году, стал высвечиваться порочный круг сложных проблем, препятствующий своевременной и правильной диагностике данного нарушения в развитии ребенка.

Об этом хотелось поделиться с Вами, чтобы обратить внимание и может облегчить ситуацию семей, встретивших этот недуг «один на один».

Для начала скажу, что, глядя сейчас на людей более старшего поколения, которые были признаны «инвалидами с детства», понимаю, что те интеллектуальные нарушения, к которым, как правило, сводились их ограничения, на самом деле имели в себе первично иную природу нарушения. И применив к ним адекватные методы коррекции в свое время, можно было бы существенно повысить качество их жизни. Но трагизм в том, что мы не можем к событиям жизни применять сослагательное наклонение, другими словами «как было бы…» не всегда имеет силу, «время упущено, имеем, что имеем!».

Здесь нужно внести важное уточнение.

Аутизм, как «уход глубоко в себя», проявляется неспособностью установления контакта с внешней средой, настолько, насколько это бы позволило минимально взаимодействовать с окружающими. Нарушен обмен информацией обо всем: о потребностях, нуждах, радостях, горестях… то есть обмен эмоциями обо всем, что было бы значимо для меня как для каждого человека, развивающегося в пределах статистической нормы популяции, как сейчас принято говорить в «нейротипичной форме».

Так вот, как правило, диагностика и коррекция нарушений в развитии детей дошкольного возраста сводится именно в получении словесной реакции от ребенка на словесную инструкцию взрослого. И в отсутствии таковой ставится вопрос об интеллектуальном снижении. Сперва так и диагностировали, устанавливая, к сожалению, некорректные диагнозы.

На сегодня ситуация значительно улучшилась в плане осторожности постановки диагнозов детям с особенностями в развитии. А именно, там, где не удается получить достоверной информации об особенностях развития ребенка на данном этапе, делается пометка о дальнейшем более глубоком дообследовании, в таком случае первичный диагноз будет носить диагностическую цель. Это значит, что такого ребенка будут наблюдать в течение года, как правило, до следующего обследования, на котором уже детально уточняется поставленный ранее диагноз и вносятся необходимые коррективы, при необходимости таковых.

В интернете довольно часто встречаются такие вопросы как «Аутизм – что это за болезнь?» и «Как проявляется аутизм?».

Данная патология выделена в отдельное заболевание сравнительно недавно, поэтому у многих людей отсутствует информация о его особенностях, причинах развития, возможных последствиях и мерах профилактики.

Существуют три определения данной патологии, взаимодополняющие друг друга:

аутизм – это расстройство психики. Суть аутизма состоит в нарушении социальных взаимодействий по причине возможного снижения когнитивных способностей;

аутизм – нарушение по своей природе неврологическое;

аутизм – врожденное заболевание, возникающее на основе генетической предрасположенности. https://www.medicina.ru/patsientam/zabolevanija/autizm/

В 2009 году впервые в нашей стране начали понимать, что с этими детьми что-то совсем не так как у детей со снижением интеллектуальных способностей, но с сохранным вербальным и зрительным контактом.

Эти дети при низких показателях вербальных тестов, могли совершенно виртуозно владеть какой-то специфической информацией, разбираться в сложнейших механизмах, рисовать точнейшие схемы и т.д.

Тогда в диагностических картах впервые начали вносить пометку «не удается выяснить актуальный уровень интеллекта» в связи с отсутствием зрительного и эмоционального контакта.

Одна надежда оставалась на невербальные стимулы, которыми располагали специалисты. С этого все и началось.

В современной коррекционной практике визуальные стимулы–картинки являются основным коммуникационным звеном в общении специалистов и ребенка, который нуждается в помощи. Их называют коммуникационные карты. То есть когда ребенок испытывает трудность в общении, он при определенной организующей поддержке специалиста может методом показа картинки выразить свое состояние или потребность. Эти картинки служат также опорой зрительной самоорганизации поведения, структурирования информации: ее запоминания и управление ею.

Итак, что должно насторожить в первую очередь в поведении ребенка?

В любом возрасте – это отсутствие визуального контакта.

Сейчас в сети интернет появляется все больше официальных сайтов организаций, специализирующихся на помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом, на которых имеются бесплатные доступы к диагностическим матрицам, опросникам, анкетам, позволяющим при первом приближении обозначить себе и специалисту имеющиеся особенности, подходящие под данный диагноз.

Если данная информация показалась вам нужной, то пройдя по ссылке https://proautism.info/kommunikatsionnaya-matritsa-otsenka-rechi-i-kommunikatsii-rebenka-s-ras/ вы можете воспользоваться бесплатными диагностическими матрицами.

То есть отсутствие продуктивного зрительного и эмоционального контакта с ребенком – важный звонок, когда ребенок не хочет или не может взаимодействовать и поддерживать общение с другим.

А кто сказал, что ребенок, не желающий устанавливать контакт, нуждается в помощи? – скажете вы. А может ему и так хорошо?

Нет, не хорошо! Такой категоричный ответ мы спешим дать и вот почему - мы все построены по назначению человек не только разумный, но ещё и социальный. Многие наши программы возможно запустить только в общении ребенка и взрослого, переводя его навыки из зоны ближайшего развития в зону актуального.

Один только пример детей-маугли подтверждает, что участие взрослого необходимо для усвоения и возможности раскрытия всего потенциала, заложенного в ребенке с момента его рождения. Взрослый получается является донором жизненной энергии, которая как воздух необходима для полного развития новой личности необходимой этому универсуму, как уникальной составляющей гармонично дополняющей этот мир.

Дети с нарушениями психики, будь то аутизм или какой-то иной вид патологии, это, прежде всего, дети!

И наша задача- обеспечить им насколько это возможно высокое качество их жизни!

Лисинских Наталья Александровна, медицинский психолог Центра здоровья.

 

В статье использовалась информация электронного ресурса /https://www.medicina.ru/patsientam/zabolevanija/autizm/

01.04.2021

Возврат к списку